В истории Казани немало неразгаданных тайн.
Поэтому большое значение и ценность имеют легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти.
Это истории о возникновении города, о его символе – змее Зиланте, о
сокровищах озера Кабан, о подземных ходах под кремлевским холмом, о
царице Сююмбике, о людях и явлениях.
Легенды об основании Казани
Легенд о возникновении и названии Казани очень много.
Некоторые из них выводят название города из булгарского слова «казан» (котел).
В одной из них рассказывается о том, что старший сын последнего
булгарского правителя Габдуллы пришел к речке, захватив с собой медный
котел.
Берег реки был крутой, неудобный, чтобы зачерпнуть воды.
Когда он пытался на таком неудобном берегу достать воду, нечаянно выпустил этот медный котел, который утонул в реке.
После этого река была названа Казанкой (Казансу).
А город, построенный около этой реки, стал называться Казанью.
В другой говорится о монгольском хане по имени Хантимер, который разграбил город Булгар.
Когда жизнь стала немоготу, предводительница одного из племен старуха
Туйбика, взяв около пятнадцати своих людей, на парусной лодке ушла по
Волге.
Старуха Туйбика не оставила и свой казан – символ богатства и изобилия.
Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов.
Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли на берег.
Местность им понравилась, и они остались там жить.
На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье.
Там же начали строить город Казань.
Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может.
В третьей легенде рассказывается о том, как перед основанием города хан советовался со своими людьми, где его заложить.
И один из старейшин посоветовал налить в казан воды, поставить его в телегу, зажечь под казаном огонь и погнать лошадей.
Где казан закипит, там и построить город.
Казан закипел на месте современной Казани.
По одной из версий, в крепости под башней в глубоких недрах земли
сокрыт благочестивый мусульманин, из черепа которого бьет ключ со святой
водой.
Наверное, подразумевается ключ около Тайницкой башни Кремля, куда
приходили местные мусульмане для совершения омовения перед молитвой
вплоть до середины ХХ века.
В 1956 году при строительстве Куйбышевского водохранилища этот ключ был затоплен.
Городские легенды
О Сююмбике
Рассказывают, что Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов.
Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город.
Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии,
если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия
царицы были приняты и строительство началось.
К исходу седьмого дня башня была готова.
Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя.
В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.
Однако это всего лишь красивая легенда, доподлинно известно, что Сююмбике была замужем за ханом Сафа-Гиреем, а после изгнания Сафа-Гирея из Казани на ханский престол был посажен Шах-Али, который увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век.
Об озере Кабан
Старики рассказывают, будто на дне казанского озера Кабан находятся
несметные ханские сокровища, сокрытые от людских глаз слоем воды и
донного ила.
Незадолго до того момента, когда войска Ивана Грозного подошли к стенам
Казани, ханская казна была вывезена на озеро и затоплена в потаенном
месте.
Чтобы найти его, согласно преданию, надо встать у ручья, впадавшего в
Кабан неподалеку от истока Булака и отмерить расстояние в один или два
лучных выстрела (точнее никто не знает).
Сокровища лежат на такой глубине, что, даже зная место, но не зная еще одного секрета, их невозможно поднять.
Многие смельчаки пытались найти ханские сокровища, но все бесполезно.
Так они и покоятся на дне Кабана глубоко в иле, где даже рыбы их не видят.
О змее Зиланте
Предание о старинном гербе Казани связано со сказочным существом – крылатым драконом, который обитал в окрестностях.
Люди изгнали его, обложив гору соломой и хворостом и запалив ее огнем.
Зилант, после истребления гнезда, улетел на другую гору и долго мстил жителям Казани, поселившись в пещере этой горы.
До сих пор он летает над городом и пьет воду в озере Кабан, иногда ныряет на дно озера и тянет на дно неосторожных купающихся.
По другой легенде, функции, которые по древним поверьям выполнял
дракон, сводились к трем задачам: охрана границ, сбор урожая,
покровительство народа во всех делах.
Подобных легенд известно немало, и в каждой рассказывается об этом
колоритном существе, чем-то напоминающего ископаемого летающего ящера.
О прототипе казанского герба сегодня напоминает лишь Зилантова гора, которая возвышается над старым руслом Казанки.
При Иване Грозном на этой горе был построен женский монастырь.
Образ Зиланта был очень популярен в архитектуре Казани.
Редкий по своей экзотичности, он давал большой простор для фантазии художников – умельцев.
Они изображали его в камне, гипсе, железе, дереве, чугуне.
О подземных ходах
Еще одно легендарное и загадочное сооружение нашего города – подземные ходы или катакомбы.
Первые упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании
легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного.
Подкоп вели от берега канала Булака.
Прокопав галерею в сто саженей, осаждающие услышали голоса жителей,
идущих по подземелью за водой и вкатили в подкоп бочки с порохом.
Вообще, историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на
котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне
которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами.
Доподлинно известны несколько адресов в этом районе.
Это подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Национального музея РТ.
Другое крупное подземелье находится неподалеку на улице Чернышевского.
Еще одно крупное – под усадьбой Боратынских.
Подземный ход в виде круглой трубообразной галереи есть под площадью 1 Мая.
Огромные многоярусные подвалы есть под некоторыми домами с древними
фундаментами на улице Кремлевской, но ходы, ведущие от них, почти все
завалены и трудно определить направленность и протяженность этих
подземных катакомб.
О Казанской иконе Божьей матери
23 июня 1579 года в доме стрельца Даниила Онучина, стоявшем в начале
нынешней улицы Большая Красная, вспыхнул пожар, испепеливший затем
большую часть города.
Вскоре после этого дочери стрельца Матрене во сне явилась Богородица и
поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт ее Пречистый Образ.
Взрослые не приняли всерьез рассказ девочки, хотя сон приснился ей еще
дважды.
И тогда десятилетняя Матрена вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно.
На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла
образ Богоматери с младенцем на руках, завернутый в старый рукав от
одежды вишневого цвета, но краски на ней светились первозданной
яркостью.
Собрались представители духовенства, городской власти, горожане – весть об обретенной иконе облетела Казань.
Вскоре стала проявляться ее чудесная сила.
Трудно сегодня найти в России человека, который бы не слышал о Казанской иконе Божией Матери.
Эта икона – одна из самых почитаемых и, пожалуй, самых известных в мире.
Однако далеко не все знают, что на сегодняшний день сохранились лишь ее
списки, а сама чудотворная икона, чье чудесное обретение и судьба
изобилуют удивительными эпизодами, бесследно исчезла в начале двадцатого
века.
Летом 2005 года состоялась передача в Казань списка Казанской иконы
Божьей матери, долгое время находившегося у покойного папы римского.
Сейчас икона находится в Крестовоздвиженском храме.