История Пятигорска, как города-курорта начинается с 1803 г.,
когда его горячие минеральные воды были признаны специальным
правительственным указом лечебными, и на их основе было решено создать
курорт. Начальным русским поселением возле источников была
Константиногорская крепость, основанная в 1780 г.; затем в
непосредственной близости возникло Горячеводское поселение, которое и
послужило основанием будущего города Пятигорска. Горячеводск постепенно
застраивался - первый дом в будущем Пятигорске был выстроен в 1812 г., в
1825 г. уже насчитывалось 65 домов. Среди них было только одно каменное
здание, остальные - деревянные, турлучные и утепленные балаганы. К 1829
г. было построено 76 домов; кроме того, 59 домиков у подошвы горы
Горячей на берегу Подкумка образовали Кабардинскую солдатскую слободку.
В 1830 г. на воды приехало до 1500 человек - рекордная цифра
для того времени; тогда вновь остро почувствовалось несоответствие между
ростом популярности молодого курорта и темпами его строительства 14 мая
1830 г. разросшийся поселок Горячеводск по правительственному указу был
возведен в степень уездного города под современным названием Пятигорск.
Название Пятигорье закрепилось за всей северной частью района
Кавказских Минеральных Вод. В 1831 г. был утвержден новый план застройки
города и объявлено о льготах желающим поселиться в Пятигорске. В 1837
г. в Пятигорске насчитывалось 400 домов, жителей было более тысячи. Под
строительство города отводилось 110 десятин (около 100 га) к западу от
источников. В 1846-1848 гг. в Пятигорске была построена Михайловская
галерея из дерева в мавританском стиле. Ее строили солдаты из охраны
курорта по проекту С. И. Уптона. Здание было красивое, внутри находился
большой зал. Каптажи питьевых бюветов находились внутри и около галереи.
Сожженная в 1943 г. фашистами галерея была восстановлена в 1955 г. с
сохранением в основном своего облика. В настоящее время в ней находится
курортный музей, в котором собраны многочисленные ценные материалы по
истории архитектуры Кавказских Минеральных Вод. Галерея является
памятником архитектуры.
Начало государственного строительства на курортах
Кавказских Минеральных Вод обычно связывают с именем генерала А. П.
Ермолова, который командовал русскими войсками на Кавказе. Человек
прогрессивных взглядов, он горячо поддерживал всякие начинания,
способствующие возвеличиванию России. Прибыв в район Кавказских
Минеральных Вод и обнаружив бедственное состояние отечественных
курортов, Ермолов принял деятельное участие в их благоустройстве. Первым
делом он приказал сломать пришедшие в ветхость ванны на площади
Горячего источника и построить новую деревянную купальню, которая
получила название Ермоловской и просуществовала до 1874 г. Правильно
оценив большое будущее Кавказских Минеральных Вод Ермолов не мог
смириться с беспорядочной застройкой участков вблизи источников. По его
представлению в 1822 г. была учреждена особая строительная комиссия, а
для руководства строительными работами в Горячеводск приглашаются
архитекторы братья Джузеппе и Джованни Бернардацци, оставившие о себе
добрую славу первых строителей будущего Пятигорска. Все постройки этих
архитекторов исполнялись в стиле классицизма. Строительной комиссии
вменялось в обязанность составление проектов и руководство сооружением
зданий, впоследствии на нее было возложено и управление Кавказскими
Минеральными Водами. На строительные работы впервые были отпущены
крупные средства - 550 тыс. рублей. Для сооружения ванных зданий и
гостиниц на Водах назначались команды солдат из Константиногорской и
Кисловодской крепостей. В 1824-1825 гг. к Горячеводску проложили новую
дорогу из Георгиевска, значительно сократившую и облегчившую путь на
курорты из центральных районов России. Проходила она по западному склону
горы Машук.
Здание казенной гостиницы было заложено 5 июня 1824 г.
архитекторами Бернардацци; окончено строительство в 1826 г. Это
великолепное сооружение с круглыми колоннами во времена М. Ю. Лермонтова
называлось "Ресторацией". Здание было построено из машукского камня в
ионическом стиле по проекту архитектора академика Шарлемана и являлось
первым общественным зданием на курорте. Этими же архитекторами в
1826-1831 гг. у горы Горячей было возведено первое одноэтажное каменное
здание Николаевских, ныне Лермонтовских, ванн на 16 кабин в строгих
формах классической архитектуры первой четверти XIX столетия.
Николаевские ванны были лучшие на курорте, в настоящее время являются
архитектурно-художественным памятником. По проекту архитектора Клепина у
Сабанеевского источника были построены Ново- Сабанеевские (ныне
Пушкинские) Верхние и Нижние Ванны (1901 г.) и ниже них - по проекту
архитектора А. И. Кузнецова - Тиличеевские(Пироговские) ванны. Братьями
Бернардацци в 1826 г. в центре "Цветника" было воздвигнуто трехэтажное
здание - одно из старейших в Пятигорске - дом для неимущих офицеров
(ныне в нем располагается курортная поликлиника).
После 1823 г. заселение Горячеводска пошло несколько
быстрее. Многие жители Георгиевска вместе с домами стали переселяться в
Горячеводск, предвидя большие выгоды от сдачи комнат приезжающим на
воды. С ростом Горячеводска Константиногорск приходил в упадок. Крепость
теряла свое значение, а несколько хижин, лепившихся вокруг нее, больше
не привлекали к себе посетителей из-за дальности расстояния от вод.
Постепенно исчезли у источников и калмыцкие кибитки, хотя нужда в жилых
помещениях все еще была большая. На месте болота у подножия горы Горячей
появился бульвар, обсаженный липами, который стал застраиваться домами
хорошей архитектуры. На горе у Елизаветинского источника был разбит
парк, начались посадки деревьев на территории теперешнего парка
"Цветник" - излюбленного места отдыха и развлечений курортников. У
верхних источников был разбит парк в английском стиле - Емануелевский,
по имени генерала, сменившего в 1826 г. Ермолова на посту командующего
кавказской линией и также много способствовавшего делу устройства вод.
На самой высокой точке Внутреннего хребта появилась красивая беседка с
музыкальным названием "Эолова арфа", построенная архитекторами
Бернардацци в 1831 г., а в Цветнике - романтический "Грот Дианы" (1828
г.) со скамьей, высеченной в скале. Все это украшало и поэтизировало
довольно суровые места курорта. Тогда же был сделан подземный сток воды
из Ермоловских, Николаевских и Елизаветинских ванн, что способствовало
содержанию улиц в чистоте, проложена дорога на Машук, начато
строительство водопровода из источников горы Бештау, которое длилось
чуть ли не 30 лет, но так и не было полностью закончено.
На месте старого деревянного здания возле популярного
Елизаветинского источника архитектором С. И. Уптоном была воздвигнута
(1847-1849 гг.) из машукского камня Елизаветинская галерея (ныне
Академическая), сохранившаяся до наших дней Стройные очертания галереи с
аркой хорошо вписываются окружающий пейзаж. С площадки, на которой
расположена галерея, открывается чудесный вид на город и снежные вершин)
Кавказского хребта.
1858 г. на деньги купца Лазарина был пробит туннель к озер Провал
- интересному и своеобразному творению природы. В 1890 г. от Юцкого
источника в город провели водопровод, что дало возможность улучшить
благоустройство города, производить регулярную поливку улиц, построить
фонтаны в Елизаветинском Николаевском цветниках, в городском сквере
(существует поныне) у стены Лермонтовского сквера, в казенном саду на
горе Горячей. В 1893 г. курорты КМВ были соединены между собой железной
дорогой.
Некоторое оживление строительства и благоустройство город
произошло в начале XX в. В 1903 г. Пятигорск электрифицируется
проводится линия трамвая, связывающего центр курорта с остальной частью
города и вокзалом. В 1904 г. в Пятигорске насчитывалось уже 2000 домов,
владельцы которых сдавали внаем приезжающим больным до 6000 комнат.
Доходы от эксплуатации жилого фонда и повышающиеся требования
приезжающих содействовали развитию жилищного строительства в виде
капитальных каменных и кирпичных домов с максимальными по тому времени
бытовым удобствами.
В период 1902-1914 гг. на курорте построили ряд новых
ванны зданий красивой архитектуры. К ним можно отнести два корпус (1901
г.) Ново-Сабанеевских (ныне Пушкинских) ванн. В 1914 г. вступила в строй
грязелечебница, которая была построена в стиле неоклассицизма по
проекту академика М. М. Перетятковича.
В 1900 г. рядом со старым, одноэтажным зданием Теплосерных ванн,
построенных в 1869 г. архитектором С. И. Уптоном из машукского
известняка, возводится новое двухэтажное здание водолечебницы (ныне
нижняя радоновая лечебница), которое с первых дней стало украшением
курорта. В парке "Цветник" строится Лермонтовская галерея с летним
театром, музыкальной эстрадой и большим залом для пребывания больных.
Галерея, изготовленная в Варшаве акционерным обществом, была куплена на
Нижегородской ярмарке и доставлена оттуда в разобранном виде. Это
красивое прямоугольное здание, легкое, длиной 120 ми шириной 18 м
состоящее из металлических конструкций, цветного стекла, украшенное
башенками и выкованными вручную декоративными деталями. Галерея была
открыта 15 июля 1901 г. В 1986 г. галерею реставрировали.
В районе Провала в Пятигорске было построено много дач,
предназначавшихся их владельцами для целей эксплуатации. В своем
большинстве это были красивые капитальные постройки. Число домов в
Пятигорске в 1912 г. превышало 3 тыс., а количество жителей доходило до
32 тыс. человек. Значительное внимание администрацией курорта и
городским управлением уделялось вопросам санитарии и благоустройства
города, озеленению территории, мощению улиц, содержанию их в чистоте. В
1912 г. началась постройка канализации, в городе работали городская и
курортная санитарные организации, осуществлявшие санитарный надзор. В
1913 г. заканчивается постройка городского театра по проекту
талантливого зодчего А. И. Кузнецова. Это большое, капитальное, красивой
архитектуры здание и сейчас является одним из центров культурной жизни
города-курорта. В 1915 г. был установлен обелиск с горельефом поэта на
месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Его автор - скульптор В. М. Микешин.
Обелиск заменил временный памятник, установленный в 1901 г. В городском
сквере в 1889 г. был сооружен по проекту скульптора А. М. Опекушина
памятник М. Ю. Лермонтову высотой вместе с постаментом 5,65 м.
|