ЧЕБОКСАРЫ,
Шупашкар — столица Чувашской Республики, ее административный,
экономический и культурный центр. В составе Чебоксар три района —
Калининский, Ленинский, Московский и Заволжское территориальное
управление.
Географическое положение:
Координаты - 56020' северной широты, 47010' восточной долготы
Площадь города – 23,3 тыс.га
Расстояние до Москвы 661 км. Расстояние до ближайших центров соседних регионов: г. Казань - 181 км.; г. Н.Новгород - 247 км.; г. Ульяновск - 244 км.; г. Йошкар-Ола - 93 км.
Численность населения
По данным Чувашстата численность постоянного населения города Чебоксары на 1 января 2009 года составила
456,054 тыс. человек (в 1970 году - 216, 1; в 1979 - 307, 3; в 1988 -
430, 2; в 2008 году - 453,2; в 2007 году - 452,9 тыс.чел., в 2000 г. -
472 тыс. чел., в 1989 - 432,6 тыс., в 1970 - 208 тыс.).
Численность населения по районам города Чебоксары на 1 января 2008 года составила:
в Калининском - 147,5 тыс.чел.
в Ленинском - 123,9 тыс.чел.
в Московском - 181,8 тыс.чел.
Климат
Климатические условия в Чебоксарах отличаются спокойными, отчетливо выраженными сменами и течением времен года.
Умеренно континентальный климат обуславливает умеренно холодную и умеренно снежную зиму в Чебоксарах.
Средняя
температура воздуха зимой составляет 12-14 градусов ниже нуля. Рекордно
низкая температура, зарегистрированная в Чебоксарах, - минус 46
градусов по Цельсию.
Основное
количество осадков в Чебоксарах приходится как раз на зиму – до 40%
средней общегодовой суммы осадков. Снежный покров в городе держится в
течение пяти месяцев. При этом глубина промерзания почвы в отдельных
районах может доходить до одного метра. Относительная влажность воздуха
достигает своего максимума в декабре – январе и составляет около 85%. К
летнему периоду времени она падает до 60%.
Средняя
температура в летние месяцы в Чебоксарах колеблется в районе 19 – 21
градуса тепла. Осень в Чебоксарах, особенно сентябрь, характерна большой
изменчивостью погоды.
Экономико-географическое положение
Город
занимает выгодное экономико-географическое положение. Существуют
автомагистрали Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск, а через плотину
ГЭС на Казань и Йошкар-Олу, ответвления от железнодорожного узла Канаш, а
также Волгой, что определяет развитие и функционирование города.
Выгодное
транспортно-географическое положение Чебоксар усиливается благоприятным
соседством: Поволжье и Урал представляют интерес как поставщики
важнейших видов стратегического сырья (нефти и газа, а также металлов);
Центральная Россия — центр сосредоточения новейших наукоемких
производств, а также рыночной инфраструктуры.
В
пределах Чувашии Чебоксары имеют прочную связь со всеми
административными районами республики благодаря развитой автодорожной
сети. Практически 85% грузооборота и пассажирооборота приходится на
автомобильный транспорт.
Планировочная
структура города в большой степени следует рельефу территории,
сформирована водоразделами притоков Волги: рек Чебоксарки, Сугутки,
Кайбулки, которые веерообразно расходятся в меридиальном направлении.
Вследствие этого основная городская застройка расположена на
водоразделах и образует клинообразные территории административных
районов, сходящиеся амфитеатром у Волжского залива и расширяющиеся к югу
(на 10 км вглубь) до городской черты.
Ленинский
район — типичный район столичного города, в котором доминирует
непроизводственная сфера, в Калининском районе представлена
промышленность (80%), а в Московском районе доминируют жилые комплексы.
Все
основные транспортные магистрали: Б.Хмельницкого, Гражданская,
проспекты Ленина, Калинина и Московский — проложены по верхним отметкам
гряд водоразделов и образуют радиальную систему улиц, сходящуюся к
заливу. Полукольцевая магистраль — Текстильщиков — Гагарина — соединяет
улицы радиального направления и связывает разведенные части города.
Остальные улицы следуют радиальным направлениям или перпендикулярны им.
Общее
количество мостов и дамб в городе - 36, из них крупных — 16,
железобетонных — 12. Наиболее крупные железобетонные мосты расположены
по направлению основной магистрали: улица Калинина — улица Володарского —
Московский проспект и через речки Трусиха и Сугутка.
Чебоксары — многофункциональный город.
Основные промышленные предприятия и коммунально-складские учреждения
объединены в промышленные зоны Восточную и Южную (80% рабочих мест
промышленности города). В центральном секторе города проживает около 7%
населения, сосредоточено примерно 70—75% рабочих мест непроизводственной
сферы. Северный сектор — Заволжье — наименее заселенный район и
характеризуется в основном как рекреационная зона.
На
долю промышленной сферы приходится 63,1% общего числа занятых в
городском хозяйстве. Отрасли промышленной специализации — машиностроение
и металлообработка (43 крупных предприятий города, удельный вес занятых
в промышленности составляет 63%). Сложилось многоотраслевое
машиностроение. Профилирующей отраслью является электротехническое
машиностроение (11 круп. фирм и предприятий, в т.ч. Электроприбор, ЗЭИМ,
ЧЭАЗ); тракторостроение; станкостроение и приборостроение (ОАО
«Промтрактор», машиностроение, «ЭЛАРА», «Энергозапчасть»). Далее следует
легкая промышленность (ХБК, трикотажная фабрика). Основная часть
продукции, особенно хлопчато-бумажных. и трикотажных производств
вывозится за пределы республики. Завод им. В.И.Чапаева выпускает
химическую продукцию и потребительские товары. Действуют ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2,
мебельная фабрика и предприятия пищевой промышленности, но в
номенклатуре вывозимой продукции доминируют в основном алкогольные
напитки (2 крупных предприятия и 11 предприятий и фирм, выпускающих
продукты питания).
Усиливается
градообслуживающая роль строительного комплекса, ориентация на
удовлетворение нужд города. Это сопровождается функциональной
перепрофилизацией его деятельности с индустриальной на преимущественно
социальную, прежде всего на решение жилищной проблемы. В городе
действует 88 строительных организаций.
Плотность
транспортной сети составляет 3 км/кв. км. Существует 20 автобусных
маршрутов и 18 троллейбусных, а также маршрутные такси.
|